|
Интервью с создателем
Comedy Club.
www.DINews.ru
Шоу Comedy Club - крайне успешный бизнес-проект. В этом году оборот
нового бизнеса должен приблизиться к $10 млн. В интервью нашему
корреспонденту Екатерине Дранкиной владелец Comedy Club Артур Джанибекян
пообещал, что шоу устоит перед искушением славой. Для того,
чтобы успешно коммерчески развиваться, комики сохранят образ
сорванцов и матерщинников.
- Артур, звездный час команды "Новые армяне", из которой вы вышли, и
взлет Comedy Club разделяет больше десяти лет. Что это было за время для
вас?
- Да в общем довольно тяжелое время. Гастролировали с командой, пытались
делать новые проекты. С 1999-го по 2004-й вообще провальный период. За
эти годы не было ни единого успеха. Работали в команде у Игоря
Угольникова, и хотя это фигура номер один на юмористическом небосклоне,
я искренне так считаю, но его передача "Добрый вечер" довольно быстро
закрылась. Наш проект "Армянское радио" на "Русском радио" я просто
считаю неудачным. Так что полтора года назад, когда на нас свалился
успех, мы долго не верили, что это происходит с нами. Вон в углу, видите,
долларовые купюры в рамочке? Это остаток от наших первых приличных денег.
Осенью 2004 года канал ТНТ заплатил за право трансляции шоу.
- Кому пришла в голову идея Comedy Club?
- Авторов идеи трое - я, Таш Саркисян и Артак Гаспарян. Артак к
настоящему времени вышел из проекта. У нас по-прежнему прекрасные
отношения, но занимается он теперь продюсированием кино. Появилась идея
во время американских гастролей "Новых армян". Там мы немножко, что
называется, изучили рынок stand-up comedy и решили, что этот жанр будет
прекрасной альтернативой КВН, с одной стороны, и "Аншлагу" - с другой.
Эти жанры уже порядком обветшали, согласитесь. Если десятилетиями не
меняется форма, то выхолащивается и содержание, и это происходит во всех
проектах, даже удачных изначально. А stand-up comedy - жанр для России
новый. К тому же это жанр очень мобильный, и несмотря на то, что на
Западе он существует давно, во многих городах это практически
единственный вид шоу.
- В Америке stand-up comedy очень сильно различается по расовому
признаку. Черные шутят на тему черных и политкорректности, белые - про
шоу-бизнес и политику. У вас про политику не шутят совсем. Почему?
- Ну значит, мы черный вариант stand-up comedy, потому что по нацвопросу
у нас шутки в ассортименте. На самом деле табу для нас нет вообще
никаких. Мы стараемся быть актуальными, по принципу "утром в газете,
вечером в куплете". В телепроекте это не так сильно ощущается, как в
клубах, потому что передачи делаются блоками по четыре штуки, и там,
например, про грузинскую революцию на следующий день после ее свершения
не пошутишь. Но политика, особенно внутренняя, не востребована нашей
публикой. Ее и так слишком много, от нее устают. Мы это хорошо чувствуем,
потому что у нас есть возможность протестировать шутки в клубах, чтобы
потом на телевизор выносить самые надежные варианты. Потому что мы не
можем себе позволить ронять рейтинги. Так вот над своими политиками люди
смеяться не хотят. Над чужими - пожалуйста. Может быть, внутренняя
политика действительно больная тема для нас, потому что мы вроде как за
нее в ответе. Не знаю.
- Для своих комиков, которых вы называете на западный манер
резидентами, вы использовали образы западных же артистов? Например,
Павел Воля с наездами на звезд шоу-бизнеса - не условный ли он аналог
британского комика Саши Барона Коэна, помните, который назвал Мадонну
пожилым транссексуалом?
- Ну да, а Гарик Мартиросян похож на Джея Лено, Бульдог Харламов на
Джима Керри, а Вадик Галыгин на Дэвида Летермана. Можно проводить такие
параллели, и что-то здесь, безусловно, будет от правды. Но реально
задачи копировать знаменитостей никто перед собой не ставил. Образы
рождались в процессе экспериментов и во многом определялись личными
качествами ребят, биографией даже. Например, Павел Воля некоторое время
работал на "Муз-ТВ" и в процессе работы познакомился и подружился с
большинством звезд шоу-бизнеса. Вот почему звезды являются объектом его
шуток - потому что он знает их и они на него не обижаются. Вообще
резиденты многое определяют сами. Есть, конечно, творческий цех под
руководством Гарика Мартиросяна, который пишет тексты, но в плотном
сотрудничестве с резидентами.
- А модель бизнеса вы тоже взяли западную?
- Нет, кроме идеи, у нас вообще ничего нет западного, правда. Что же
касается бизнеса, сейчас ни один из американских клубов не приносит и
седьмой части дохода, который приносит наша компания. Там, во-первых, не
существует сетевых проектов, а у нас уже пять филиалов в регионах. А
во-вторых, нет там проектов, которые были бы представлены в стольких
нишах - ТВ, клубы, "корпоративка" и т.д.
- Насколько я знаю, сейчас ваши планы проникновения в разные сегменты
юмористического рынка еще шире - зонтичные брэнды, лицензионные товары...
- Да, мы уже взяли себя в руки и приблизительно поняли свои возможности
в бизнесе. На Московской неделе моды мы будем представлять свою
коллекцию одежды Comedy Club Fashion, ее для нас модельер Иван Айплатов
делал. Большое направление -- Comedy Club фестивали. Огромные надежды мы
возлагаем на продажу лицензионных продуктов - телефонных рингтонов,
кассет, дисков. Для корпораций разрабатываем всякие продукты в области
интертейнмента. Я так думаю, если все будут молодцами, не разбегутся, а
станут держаться за одну кассу, то будет у нас целая
интертейнмент-индустрия.
- Если не секрет, велика ли касса?
- В 2006 году, я думаю, у нас будет оборот $8-10 млн.
- Прилично. Основную часть дадут клубы или телевизор?
- Ни то ни другое. Клубы дадут 10% этих денег, телевизор - порядка 30%.
Остальное дадут выступления в регионах, лицензионные продукты и прочее.
- Это вы в КВН так хорошо считать научились?
- Нет, я в Ереване на экономиста учился. Не только же в КВН играл,
должны были студенческие годы еще на что-то сгодиться.
- А что вы делаете, чтобы команда не развалилась, как вы говорите,
чтобы все держались "за одну кассу"?
- Делимся по-братски, что ж еще. У нас существует программа, почти такая
же, как в парфюмерной сети "Арбат Престиж",- "стань акционером". То есть
все ключевые люди нашего бизнеса становятся партнерами. Партнером
является Гарик Мартиросян, руководитель творческого цеха и вдохновитель
телеверсии шоу, Вадим Галыгин - партнер по проекту Comedy Club Fashion,
а Павел Воля - по проекту фестивалей.
- Как создаются филиалы? Это вариант франшизы или дочерние
предприятия?
- Стопроцентные "дочки". Мы отталкиваемся от предложений из регионов.
Если там есть хорошая, бодрая творческая команда, мы готовы с ними
работать. Филиал делается исключительно на местных талантах. Мы даем им
брэнд, помогаем гастролями московских звезд. Постепенно, впрочем,
филиалы должны раскрутить своих собственных звезд на региональных
ТВ-каналах, и через несколько лет движение звезд будет броуновским - и
филиалы будут меняться гастролерами, и в Москву кто-то поедет.
- Скоро ли ожидаете появления конкурентов?
- Конкуренты должны появиться, это неизбежно. Но у нас продукт
достаточно сложный. Сделать качественное stand-up шоу очень трудно, еще
труднее его раскрутить, и почти невероятно трудно мультиплицировать. Так
что пока опасений по части конкуренции нет.
- У вас на сайте объявление "ищем таланты". Ваши лучшие ведущие
пришли с улицы, по этим объявлениям, или по каналам КВН?
- Мы все время стараемся, чтобы к нам не попадали люди, ангажированные
КВН. Все-таки неудобно, КВН растит себе кадры, а мы, конкурирующая фирма,
отбираем. Но пока что не получается без них обходиться. Во время нашего
первого выступления, 12 сентября 2003 года, в маленьком баре на
Остоженке, с нами уже были наши старые знакомые Павел Воля, который
когда-то играл за пензенский КВН, и Бульдог Харламов из команды КВН МАМИ.
Эти ребята привели других - Вадима Галыгина из команды белорусского КВН,
"сестер Зайцевых" из КВН РосНоУ. До сих пор к нам идут по системе
сарафанного радио -- и резиденты, и зрители. На рекламу мы ни цента не
потратили.
- Ставите ли вы перед собой задачу воспитать публику? Дать ей
возможность задуматься о вечном? Повысить культурный уровень?
- Культурный уровень у большинства наших резидентов очень высокий, и
шутки только выглядят грубыми и китчевыми, на самом деле большинство из
них имеет некоторую глубину. Но шоу, на мой взгляд, дает некоторые
моральные установки. Оно же, несмотря на все безобразия, очень теплое, в
нем доброта есть. Смысл искусства ведь не в том, чтобы кричать со сцены:
"Любите друг друга, мать вашу!" Я так думаю, что просто от
соприкосновения с хорошей энергетикой люди делаются лучше.
- Вам не обидно играть на одном поле с "Аншлагом"? Не огорчает, что
Россия - страна победившего юмора, причем не самого качественного?
- Ну юмора во всех странах много на ТВ, если вы это имеете в виду.
Сейчас юмор расслаивается, добавляются новые ниши, но это не потому, что
люди глупеют, а потому, что денег у них больше становится и свободного
времени, а юмор -- это такая предпочтительная составляющая отдыха. Мы с
"Аншлагом" не пересекаемся по нишам. Все наши продукты для людей моложе
пятидесяти и с достаточно высоким доходом. Это даже по соцопросам видно
- от 18 до 45 лет у нас рейтинг популярности до 12% доходит, а среди
людей старшего возраста 13% нас ненавидят. То есть аудитория у нас более
узкая и жестче очерчена, чем у "Аншлага". Мы в какой-то мере андерграунд,
и нас это устраивает, потому что это элитарность в какой-то мере.
- А если вам предложат поменяться чуть-чуть, немножко тематику
причесать, мат выбросить? И тогда, к примеру, пожалуйте на "Первый канал"...
- На "Первый"? Заманчиво, конечно. Но пока не надо, нет. Я так думаю,
ближайшие годы мы останемся на канале ТНТ. То есть федеральные каналы,
безусловно, будут приглашать в свои передачи наших звезд как лучших
юмористов страны, и это хорошо. Но целиком наше шоу - это не их формат.
- Так вот запросто от прибавки в телезаработках во имя свободы
отказываетесь?
- Да, мы такие. Хотя что уж там. Чистый расчет, никакой романтики. Я же
сказал, телевизор не самые большие деньги нам дает. А для того, чтобы
зарабатывать больше на других направлениях, нам нужно сохранить исходную
отвязность. Телевизионный рейтинг ниже, зато круче брэнд.
27.03.06 |